“Мой путь в йоге”

Мы представляем работу нашего инструктора
Андрея Щелкунова, которую он писал, обучаясь
в Калининградском институте йоги.

Моё первое знакомство с йогой состоялось в далёком 1983 году. Тогда, будучи ещё ребёнком, я с любопытством разглядывал уже изрядно потрёпанный, но интересный номер журнала «Наука и жизнь». Моё внимание привлекли фотографии людей в причудливых позах. Помню, я попробовал «изобразить» похожее, и что-то даже получилось… Лет через пять, по рукописным конспектам «советского самиздата», я уже экспериментировал с Шаткармами (Джала нети и Сутра нети) – и всё это было может любопытством или только первыми шагами к осознанному знакомству и изучению йоги, которое я продолжил уже в 2006 году.
С 2006-го года я стал посещать занятия в Калининградской Федерации Йоги, потом была теория и практика в лечебном центре доктора Романенко В.А., а также занятия и семинары других преподавателей. Параллельно с этим, старался уделять время самостоятельному изучению теории и практики Йоги. Иногда было, может, и трудно, тяжело, что-то не понимал, но с каждым днём я ощущал нечто. Я знал, что получаю многое – новый опыт или понимание истины и жизни. Что-то получалось, что-то – нет. Но я был удовлетворён. Не все понимают, что лишь после того, как вначале будут устранены все загрязнения и рассеивание ума, а также невежество, практика Йоги станет конструктивной и приведёт к свершениям. Она станет истиной жизни. Но не все могут бросить практически всё и заниматься исключительно йогой. Я знаю, что это сложно сделать, живя в обществе, а для некоторых …невозможно. Когда я начал заниматься йогой, то для своих практик был вынужден руководствоваться не наиболее подходящим для этого временем (суток, календаря) и регулярностью, а наличием свободного времени как такового, не занятого делами или семейными заботами. Но последнее время я всё больше за собой замечаю, что организую свой распорядок таким образом, что он подстраивается под практику, а не наоборот. С тех пор, как я стал осознанно практиковать, я ни разу не пожалел о выбранном пути, а Йога – это то, что выручает и помогает мне в любых ситуациях.
Я начинал с простых для меня Асан (Врикшасана, Пашимоттанасана, Триконасана, Ардха матсьендрасана, Вирабхадрасана, Сарвангасана, Уткатасана). На первом этапе даже просто фиксация в несложных асанах, не говоря об удержании в течение какого-то времени некоторых из них, было довольно трудным процессом. В настоящее время даже в сложных (физически) для меня асанах (Адхо Мукха Врикшасана) большое значение и интерес имеет её «внутреннее содержание», я получаю удовольствие от «течения» в асане.
Я чувствую и вижу, как в процессе практики асан тело становиться сильнее, происходит развитие гибкости, здоровья суставов, позвоночника. В результате физических упражнений стимулируются гормональные железы и осуществляющие массаж внутренних органов. Стимуляция гормональной системы помогает сбалансировать эмоции и приобрести более оптимистический взгляд на жизнь. В дополнение к физическим упражнениям, я регулярно включаю в свою практику методы очищения внутренних органов, постепенно корректирую принципы правильного питания.

Одна из самых тщательно скрываемых тайн современного общества, основанного на деньгах и псевдо-рационализме, заключается в том, что самое лучшее в жизни это не то, что стоит много денег, требует высоких технологий, а наоборот – простое, дешевое или даже бесплатное. Однако в нашем обществе мало кто заинтересован в том, чтобы делать что-то, не приносящее выгоды. Так, для большинства людей здоровье достижимо без финансовых затрат, достаточно лишь регулярно заниматься простыми упражнениями и есть простую натуральную еду.

С 2006 года я не ем мясо – это не сложно было сделать, гораздо сложнее было не вернуться к употреблению в пищу мяса через какой-то промежуток времени. Постепенно я исключал из своего рациона некоторые другие продукты, вводил новые. Стал придерживаться раздельного принципа питания. С практикой и по собственным ощущениям я для себя понял, что получаю энергию только от натуральной, свежей или свежеприготовленной пищи, а продукт длительного хранения (консервированный, со стабилизирующими добавками для хранения) и то, что приготовлено накануне или уже постояло в холодильнике – не для меня. Считаю, что сыроедение и вегетарианство – не панацея. Если нет внутреннего понимания того, какой продукт тебе подходит и полезен, то порой бывает трудно сделать выбор. Сейчас трудно найти продукт чистый, без нитратов, солей тяжёлых металлов, пестицидов, радионуклидов, свободный от ГМО, добавок и т.д. и т.п. То же касается и воды, и воздуха, которым мы дышим. Лично я давно «взял на вооружение» шаткармы и крии.

Сейчас я уделяю ещё больше времени самостоятельному изучению теории и практики Йоги. Я применяю всё усвоенное в личной и преподавательской практике.
Так, на первом этапе, мне не удавалась полноценная Шанк-пракшалана, которая зачастую превращалась в Кунджал. Но с учётом рекомендаций, советов и показаний авторитетных источников, основанная на собственных ощущениях, регулярная и, в итоге, адаптированная под себя практика вскоре дала свои результаты. Не так давно, когда в результате бытовой травмы я повредил грудную и межрёберные мышцы, мне было трудно сделать даже полный вдох, не говоря о комплексе динамических упражнений, включённых в практику Шанк-пракшаланы. Но я сделал полноценную Шанк-пракшалану без рекомендованного «стандартного» набора динамических упражнений. Нужно просто чувствовать себя, своё тело, владеть своим телом, прислушиваться к себе, к ощущениям – и тогда оно ответит взаимностью.

Йога освобождает от бесчисленных болезней. Занятия асанами укрепляют тело и создают хорошее самочувствие, просветляет ум и помогает концентрации внимания. Йога ведёт в такое состояние, при котором сознание, дух человека освобождаются от бремени тела и делается возможным возвышение к трансцендентному. Тело в йоге рассматривается лишь как оболочка души в ее путешествии к совершенству.

Есть изречение в Бхагавад-гита: “В жизни человека нет ни мгновения, когда он может оставаться без действия”. Мне, как активному, любознательному человеку близки эти слова. Пока человек живёт, он должен действовать. Природа его ума заставляет так поступать, его желания заставляют его действовать. Если его желания, страсти и стремления не способны заставить его действовать, человек станет замедленным, вялым и апатичным. Желания, страсти и стремления стимулируют карму; они являются горючим для кармы. Нужно просто идти вперёд, размышляя, наблюдая, анализируя …

Что касается личных достижений, то о них говорить можно в спорте, в йоге это скорее вехи на пути познания и открытия скрытых возможностей своего тела и сознания, понимание своего внутреннего потенциала. Это бесконечный процесс собственного роста, где сложно выделить этапы, ступени, ведь каждый прислушивается к собственным ощущениям, к своему внутреннему голосу. Ставить цели, ждать чего-то от йоги не нужно, нужно просто продолжать делать своё дело, практиковать здесь и сейчас. Йога раскрывает внутренний бесконечный источник самопознания, самосовершенствования и самореабилитации. Главное – это регулярная практика. Со временем я стал понимать насколько изменчив и хрупок мир, который окружает меня, а попытки создать в нём свой, даже маленький, «островок стабильности и покоя» иногда тщетны и всегда бесплодны. С практикой понимаешь, что стабильности и покоя можно достичь только внутри себя и, когда осознаёшь это, все внешние изменения не смогут вывести тебя из равновесия.

Первые медитативные практики были далеки от совершенства – постоянные мысли в голове, размышления, какие то нерешённые вопросы… На первых порах в любой неподвижной медитативной позе я не мог сконцентрироваться, «отключиться» от повседневных забот, мыслей. А порой и не было возможности и условий, чтобы регулярно уединяться для медитативной практики. Не было рядом и Учителя.

Но решение было простым, ведь Асаны, Виньясы, Пранаямы, которые я регулярно практиковал – это те действия, так или иначе подразумевающие концентрацию. Для меня сконцентрироваться на «течении» в Асане, на движении в Виньясе, на потоке, практикуя Пранаяму было проще, чем в «совершенной позе сидя» или в Шавасане. Я стал практиковать джапа-медитацию или Со-Хам медитацию в процессе любых Асан и Виньяс. И теперь мне просто и легко в Сиддхасане или Падмасане, прислушиваясь к Со-Хам в своём дыхании, сначала наблюдать, как дыхание успокаивается, а потом уйти за пределы мысли, за пределы времени и пространства…
Практика Шавасаны, не сразу, но тоже стала давать ощутимые результаты – достигаю более глубокого расслабления, что очень хорошо восстанавливает силы, появляется лёгкость в теле. С интересом стал вводить в практику Йога-нидру, используя для собственных преобразований определённую санкальпу. Часто усталость, накопившаяся за день, являющаяся препятствием для практики некоторых асан в это время суток или поводом, чтобы не заниматься, а поужинать, у меня бесследно исчезает после самостоятельного (как правило, спонтанного в плане мотивации построения последовательности асан) тренинга, завершающегося Шавасаной или Йога-нидрой.

За тот короткий промежуток или начальный этап ведения занятий в группах у меня ещё не выработался свой, авторский стиль преподавания йоги. Но есть принципы и правила, которых я придерживаюсь. Я считаю, что в процессе практики нужно уделять первостепенное значение безопасности на всех уровнях (физическом, психоэнергетическом). Ещё раз замечу, что важным условием для плодотворной практики является регулярность, а время для личной практики нужно стараться выбирать в период смены дня и ночи. Хороший результат даёт исполнение психоэнергетических комплексов (утром это Сурья Намаскар – «Приветствие Солнца», вечером – Чандра Намаскар – «Приветствие Луны»), а также дыхательных и созерцательных практик. Не так важен уровень сложности асан, как внутренняя работа в них.

Проводя занятия в группах, стараюсь основываться на стандартных, универсальных комплексах, но каждый раз адаптирую их по ходу занятия, принимая во внимание реакцию группы, что совсем непросто. Параллельно приходится учитывать многие факторы, такие как возрастной состав группы, их физическая форма, продолжительность практики каждого, температура окружающего пространства, место проведения, время суток и другое. Поэтому нет никакого заранее спланированного комплекса для занятий хатха-йогой, его построение происходит в процессе занятия. Иногда практику хатха-йоги для группы я начинаю с мягкой работы с позвоночником, с лёгких скруток, иногда (во второй половине дня) сразу же с перевёрнутых асан. Но всегда за основной асаной – компенсирующая и, никогда не экономлю на расслаблении, а заканчиваю занятие 15-ти минутной Шавасаной.

Считаю, что глубокие, с точки зрения гипермобильности суставов и растяжения мышц, формы для практикующих в группе не должны быть самоцелью, важнее постепенность и травмобезопасность. Переход к более сложным техникам и формам должен происходить естественно, только по мере накопления опыта в результате регулярной, постепенной и осторожной практики. С точки же зрения достижения индивидуального баланса или гармонии, у каждого есть отстающие или несимметрично развитые элементы тела, о которых, зачастую, знает только он, и которым необходимо уделять большое внимание. Поэтому здесь не подходят стандартные программы, разработанные по универсальным принципам для всех.

Для устранения преград требуются индивидуальные последовательности асан, приёмы созерцания и др. Часто практикующему не хватает знаний, воображения и энергии для расширения сознания. Тогда практика и должна стать сознательной и нацеленной на преодоление собственных несовершенств – так она становится индивидуальной… В групповом тренинге всё это осуществить невозможно, здесь и не удастся получить тренировочный результат, на 100% соответствующий каждому практикующему в группе, а иногда в группе сложно достичь глубокого покоя или погружения в созерцательных практиках и т. п. Для этого есть индивидуальный тренинг. Не всегда, но зачастую попытка достичь этих результатов в группе является примером несоответствия цели и метода ее достижения.

Основной же целью и преимуществом группового тренинга является групповой психический резонанс, взаимная «энергоподкачка». Все в группе получают энергетическую подпитку. Если кто-то пришел на занятие уставшим после рабочего дня, он подзаряжается и «держится» на потенциале того, кто в этот день «заряжен» и чувствует себя прекрасно. Тот, кто чувствует легко и бодро берет на себя инициативу в ходе группового тренинга, тем самым, генерируя ещё больше энергии в едином групповом поле. При этом первый в результате достигает гораздо большего чем, если бы он тренировался самостоятельно, опираясь на свое слабое состояние. В другой день роли могут поменяться. Это техника объединения, взаимопомощи и практической любви, лежащая в основе йоги.

Йога означает единство. Согласно этой древней традиции, каждый человек содержит в себе частицу Вселенной. Йога способствуют тому, чтобы создать целостную духовную жизнь. Но достичь этого можно разными путями.

С помощью Хатха-йоги вы можете очистить тело и нервную систему; создать равновесие эндокринной, нервной системы и психики. Занятия Хатха-йогой помогают сохранять тело здоровым, красивым и сильным и ведут к гармонии через практику асан (позы), шаткармы (очистительные техники), пранаямы (контроль дыхания), дхарану (концентрацию) и медитацию (расслабление, релаксацию). Хатха-йога может практиковаться любым человеком, в любом возрасте. Упражнения на растяжения, силу, баланс поддерживают физическую форму, развивают гибкость, дают лёгкость телу и ясность сознанию.
С помощью Карма-йоги вы можете выразить Себя (свою энергетическую кармическую составляющую) и посредством этого пережить (испытать) освобождение. С помощью Бхакти-йоги вы можете сделать возвышенными свои эмоции. С помощью Раджа-йоги вы можете осуществить контроль над чувствами, развить и постичь ум, а также превзойти его и рассматривать скрытую в человеке душу, как космическую сущность. Если практиковать лишь одну форму Йоги, то сложно достичь гармонии.

ЙОГА — путь, который совершенствует тело и чувства, успокаивает ум, воспитывает рассудок и способствует покою души. Это тернистый путь. Это путь познания, изучения, развития физических и духовных способностей, путь бескорыстного служения людям, путь самоотверженного служения, как самый важный аспект человеческой жизни.

Йога, как истинная Любовь “похожа на приведение: все о ней говорят, но мало кто ее видел”. “Если ты господствуешь над умом и можешь оставаться не потревоженным горем и утратой, гневом и злобой, похотью и алчностью, ненавистью и ревностью, если ты способен обуздывать эгоизм и себялюбие, если на тебя не влияют пристрастие и неприязнь, и ты имеешь равное видение, отзывчивое сердце и широкий ум, если ты обладаешь безупречным характером и хорошими манерами в любых обстоятельствах и ставишь нужды других выше собственных, и твой ум всегда занят созерцанием божественного всеохватывающего присутствия, тогда ты можешь быть уверен в том, что ты практикуешь истинную йогу.” Истинная йога подразумевает осознание высших планов бытия, которое приходит со взрослением Духа. ПУТЬ ЙОГИ – это внутреннее осознанное побуждение к самоэволюции. Удачи всем на этом пути, Любви и терпения…

© Щелкунов А.
Ссылка на источник информации обязательна.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal